10 правил покупки франшизы

10 правил покупки франшизы

Решили купить франшизу, но не знаете, как не ошибиться с выбором? В этой статье мы расскажем, какую информацию нужно анализировать перед покупкой при проверке франшизы.

10 правил покупки франшизы

Франшиза — это практичный инструмент, позволяющий начать бизнес с минимальными рисками, использовать опыт и наработки другой компании, а иногда даже сэкономить на старте. Самое главное помнить, что риск существует везде.

Новые франшизы часто выглядят очень привлекательно и обещают новичку большие прибыли при полной поддержке партнеров. Но реальность иногда бывает совсем другой, особенно если у вас вообще нет опыта ведения бизнеса. Как защитить себя и свои инвестиции?

Правила выбора франшизы

10 правил покупки франшизы

Правило №1. Необходимо собрать, проверить и провести анализ информации о франшизе

В презентациях и на сайтах данных недостаточно для принятия взвешенного решения о покупке! Необходимо отправить запрос владельцу или продавцу франшизы на получение:

— договор франчайзинга и другие договоры, необходимые для сотрудничества,

— финансовая модель,

— перечень сведений, передаваемых после заключения договора,

— контакты с действующими франчайзи.

Правило №2. Проверить компанию – владельца франшизы

Рекомендуется использовать специализированные ресурсы для установления благонадежности контрагента, что он фактически является действующим юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем, добросовестным плательщиком всех налогов, сборов и сборов, установленных действующим законодательством, решение в отношении к нему ликвидировать или объявить его несостоятельным (банкротом) и т.п.

Кроме того, вы можете воспользоваться рейтингом лучших франшиз, чтобы облегчить свой выбор. 

Бесплатные инструменты, которые мы рекомендуем вам использовать:

  1. egrul.nalog.ru. Предоставить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Рекомендуем использовать его для быстрого поиска информации об основном виде деятельности и дате регистрации юридического лица. Введите название компании или ИНН, а также регион.
  2. kad.arbitr.ru. Предоставление информации о судебных разбирательствах. Проверить, были ли судебные разбирательства с юридическим лицом. Введите название компании или ИНН.
  3. www.zachestnyibiznes.ru. Предоставить полную информацию о юридическом лице. Проверьте финансовое положение компании за весь период существования, кто учредитель компании, судебные иски и много полезного. Введите название компании или ИНН.
  4.  www1.fips.ru/wps/portal/Регистры. Проверьте товарный знак, право использования которого переходит к покупателю после заключения договора. Он должен быть зарегистрирован в Роспатенте, информацию об этом необходимо уточнять на официальном сайте
Читайте также:  Топ-11 идей как заработать в социальной сети

Правило №3. Узнать возраст бизнеса, на основании которого создана франшиза

Бизнес-модель ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВЕРЕНА ВРЕМЕНЕМ! Хорошо, когда масштабируемому бизнесу три года и больше. Нельзя покупать франшизу для бизнеса, которому меньше года, потому что в этом случае бизнес не прошел все сезоны и сама модель еще находится на стадии тестирования.

Правило №4. Изучить договор

Данная франшиза должна иметь договор коммерческой концессии или лицензионный договор, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит регистрации в Роспатенте. Различия в типе сервисного соглашения, партнерского соглашения, дилерского соглашения и так далее — указывают на то, что это НЕ франшиза. В договоре следует обратить особое внимание на:

  • срок действия договора и условия его продления;
  • территория, закрепленная за франчайзи;
  •  условия сотрудничества;
  • право продажи собственного ассортимента франчайзи;
  • ценовые условия;
  • условия использования единой системы учета;
  • консультационная поддержка франчайзи;
  • условия расторжения договора.

Необходимо не только прочитать и понять каждое условие договора, но и показать договор юристу, имеющему опыт работы с договорами франчайзинга.

Условия договора коммерческой концессии регулируются статьей 1027 ГК РФ (глава 54), которую необходимо изучить каждому, кто собирается купить франшизу.

Правило №5. Изучить финансовую модель франшизы

Финансовая модель должна показать:

  • сумма инвестиций для открытия бизнеса;
  • сумма постоянных и переменных затрат на ведение бизнеса;
  • прогнозный план продаж;
  • сезонный фактор;
  • срок окупаемости бизнеса;
  • точка равновесия;
  • процент рентабельности бизнеса.

Каждая цифра должна быть подвергнута сомнению и проверена. Часто финансовая модель занижает стоимость открытия бизнеса, а прогнозный план продаж завышает количество чеков и сумму среднего чека, что приводит к иллюзии прибыльного бизнеса.

Правильно, когда экономическую модель сделать динамической, она содержит ячейки, позволяющие выбрать из списка показатели и значения или ввести данные о рыночных показателях применительно к территории для открытия бизнеса, например: арендная плата, уровень заработной платы, выбор системы налогообложения и т.д.

Читайте также:  ТОП-36 бизнес-идеи для нового года

Правило №6. Связаться с действующими франчайзи

Вы должны убедиться, что обещания франчайзера соответствуют действительности. Действующие франчайзи — единственные, кто уже прошел процесс открытия бизнеса и работает по франшизе. У них есть проверенная информация о том, например, сколько инвестиций действительно требуется для открытия бизнеса и когда они окупятся.

Правило №7. Посетить действующие точки франшизы и провести анализ их работы.

Вы должны использовать Услуги, Продукты питания или Товары на себе лично. Посмотрите, как работает бизнес, и решите для себя, стоит ли работать с этой компанией. Общение с сотрудниками и клиентами выбранной компании. Это позволит определить ценности, которыми живет компания, понять составляющие бизнес-процессов.

Примечание: в некоторых случаях это сделать сложно. Одно дело, когда ты покупаешь франшизу кафе, где есть точки, другое дело — производственную франшизу, где ты просто не попадаешь в магазины. 

Правило №8. Проверить востребованность у потребителей

Бизнес – это прежде всего удовлетворение потребностей потребителя. А какой потребительский спрос на продукт компании, рекомендуем проверять с помощью wordstat.yandex.ru, введите название услуги или товара, а также регион для получения более точной информации.

Правило №9. Проверить Интернет, соц.сети и СМИ

Проверьте, есть ли эта компания в социальных сетях (Vk.com, Instagram), насколько они активны. Для проверки наличия заявленных франчайзером торговых точек рекомендуем использовать 2ГИС, Google Maps и Яндекс.карты.

Не игнорируйте общедоступную информацию в СМИ и Интернете. Из этих ресурсов вы также можете узнать много полезного о компании, с которой планируете работать. Особое внимание следует уделить аналитическим статьям и экономическим оценкам.

Правило №10. Хотите ли вы заниматься эти бизнесом?

Откровенно решить для себя, что этот бизнес подходит именно вам? Хотели бы вы заниматься этим бизнесом каждый день? Этот момент очень важен как для вас, так и для франчайзера.

Читайте также:  Договор коммерческой концессии

Авторы статьи:

10 правил покупки франшизы

Ирина Ищенко,

Эксперт по франчайзингу ООО «ЭКСПЕРТ КОНСАЛТИНГ»
iii888@mail.ru

  

По материалам бизнесменов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
pitovaxi/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи малого бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: