Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

Почему фильмы и сериалы называют франшизами? И чем они отличаются от бизнес- и страховых франчайзи

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

Мы уже обсуждали с вами, что такое франшиза в бизнесе и франшиза в страховании. (Спойлер: это совершенно разные вещи). Теперь пришло время коснуться самой интересной темы. Франчайзинг в киноиндустрии, литературе и компьютерных играх — области, объединенные одним глобальным словом «медиа».

Что такое медиафранчайзинг и почему сегодня самые успешные в прокате проекты — это франшизы. Обо всем этом далее в нашем специальном материале.

Для тех, кто ищет франшизу для себя, у нас есть специальный каталог франшиз, облегчающий поиск. 

Термин медиафраншиза

«Медиафраншиза (Медиафранчайзинг, медиафранчайзинг) — это ряд продуктов в средствах массовой информации (сюда входят литературные произведения, фильмы, телевизионные программы, компьютерные и мобильные игры), которые связаны общими элементами.

Связующим элементом может быть что угодно — персонажи, лор (мир, вселенная, где происходят действия) и так далее

Обычно он состоит из основного произведения и производных от него (например, серия «Пираты Карибского моря» начиналась с оригинального фильма и продолжалась его дальнейшими частями — «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», «Пираты Карибского моря: На краю света» и «Пираты Карибского моря: На краю света») и т д)

Права на франшизу могут быть переданы другим компаниям для дальнейшего использования и создания новых медиа-продуктов в рамках этой франшизы, как в случае продажи популярных франчайзи в бизнесе. 

Пример: франшиза «Звездные войны», которая включала в себя как созданную вселенную, так и персонажей, а также анимационные сериалы, комиксы, книги и другой контент, принадлежала Lucasfilm. Но в 2012 году эту студию приобрела компания The Walt Disney Company, которой достались все права на эту известную франшизу.

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

Франшиза в кино

Кинофранчайзинг стал важной движущей силой киноиндустрии за последние 20 лет. И если раньше было подавляющее большинство оригинальных фильмов, то теперь список премьер всегда на 85% состоит из различных сиквелов (продолжений), приквелов (приквелов), спин-оффов (абстрактного сюжета, в котором используется один из персонажей или элементы основной фильм) и так далее

Ярчайшим примером того, насколько важны кинофраншизы для киноиндустрии, являются фильмы студии Marvel, которая десять лет назад сделала экранизацию мультфильма «Железный человек», а сегодня выпускает по 2-3 фильма в год в одной и той же вселенной, права на которые принадлежат исключительно ей.

Кстати, кинофранчайзинг существует и в России. Хотя это не так часто. Ярким представителем является студия «Мельница», выпускающая анимационные фильмы по мотивам сериала «Три богатыря». Естественно, у студии нет прав на имена главных героев, но то, как они нарисованы, вселенная, в которой они действуют и другие особенности, подчеркивающие самобытность и самобытность серии этих мультфильмов, являются частью франшизы и являются частью франшизы защищены авторским правом. Так же, как защищены имена известных франчайзи в деловом мире. 

Франшиза в литературе

Та же история и с литературой. Если только сценаристы не начали создавать сиквелы, предыстории и истории в одной и той же вселенной задолго до того, как это стало мейнстримом в киноиндустрии. То есть франшиза в литературе — это права на элементы авторской вселенной — от вымышленного мира до его персонажей, которые принадлежат конкретному автору или издателю и могут быть проданы.

В литературном мире существует большое количество известных франшиз. И если в классической литературе сиквелы и приквелы не так распространены, то авторы замечательных произведений дарили нам целые циклы произведений, которые у всех на слуху, а обладатели прав приносили и продолжают приносить немалые деньги.

Из самых массовых и долгоиграющих можно выделить «Гарри Поттера» английской писательницы Джоан Роулинг или, например, «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина.

В современной русской литературе есть и известные франшизы, полюбившиеся большому количеству читателей. Например, цикл романов об Эрасте Фандорине Бориса Акунина.

Франшиза в компьютерных играх

Индустрия компьютерных игр по объему не намного уступает киноиндустрии. При том, что технологии их создания гораздо моложе тех же пленочных фотоаппаратов. Там крутятся большие деньги, компании тоже выпускают проекты с многомиллионными бюджетами, экспериментируют и ориентируются на предпочтения масс, и естественно, если есть возможность заработать легким способом, используют ее на полную катушку. Поэтому франшиза для компьютерных игр — это точно такое же распространенное понятие, как франшиза в кино.

Франшиза в разработке игр (game development) обычно включает в себя названия, прописанные вселенные, в которых происходит действие игры, все ее элементы и, конечно же, персонажей.

Наиболее яркими примерами таких франшиз, появившихся на заре игровой индустрии и не утративших своей уникальности до сих пор, являются всемирно известные «Супер братья Марио». Игра о двух братьях-водопроводчиках из 1981 года! Именно тогда этот персонаж появился на игровых автоматах (о компьютерах в каждом доме и не думали). Кстати, он появился в составе другой франшизы — «Donkey Kong», но со временем вселенная братьев Марио выделилась в отдельную, обзавелась своими деталями и авторскими правами и чувствует себя успешной по сей день.

Медиафраншиза – когда книга становится фильмом

Развитие франшиз в кино, литературе и компьютерных играх в современном мире очень тесно связано. Настолько, что когда одна работа часто становится популярной, это не просто означает, что правообладатели будут пытаться извлечь из нее максимальную пользу, создавая сиквелы и используя вселенную и персонажей. С большой долей вероятности права на использование франшизы будут куплены компаниями из другой отрасли.

Так книжные циклы получают экранизации, на их основе делаются компьютерные игры, заказываются романы из киновселенных и создаются проекты в игровой индустрии, а в фильмах и книгах по ним развиваются популярные представители игр. Все три отрасли тесно связаны друг с другом.

Например, та же серия книг о мальчике, который выжил, стала не менее популярной серией фильмов. Серия фильмов «Терминатор» получила несколько разных книжных циклов от разных авторов. А вселенные игровой франшизы «Обитель зла» получили ряд экранизаций. И, в свою очередь, игровая индустрия многое берет из миров, созданных на бумаге. В частности, одна из самых популярных серий компьютерных игр современности «Ведьмак» была создана после покупки прав у автора этой вселенной на книжную версию польского писателя Анджея Сапковского.

Причем такая покупка прав на экранизации, экранизации, игры по мотивам пойдет на пользу не только популярности будущих продуктов, но и росту популярности оригинала. Тот же «Гарри Поттер», который является исключительно книжной вселенной, хотя и имел множество поклонников, обрел настоящую миллиардную популярность после того, как по книге был снят фильм.

Авторские права в медиафраншизе

Вопрос об авторских правах возник, когда кто-то понял, что на этом можно заработать. Нет ничего удивительного в том, что писатели, кинематографисты и компании, занимающиеся игровым контентом, дорожат своими правами на созданные и увековеченные вселенные. Да, даже если не считать денег, любая авторская работа должна быть защищена от свободного использования. Кому будет приятно, что другой человек присваивает (или паразитирует) на вашем труде.
Так что авторское право в индустрии медиафранчайзинга, как и в любом другом направлении, регулируется законом. Входит в состав России — посредством 70-й статьи Гражданского кодекса.

Но даже при всех регламентах и ​​защитах иногда возникают интересные случаи.

Во-первых, никакая охрана не справится с армией истинных фанатов, которые настолько влюблены в ту или иную франшизу, что используют элементы на полную катушку в своей работе. Фанаты рисуют мультфильмы, пишут песни и даже создают фанфики (почти литературные произведения по мотивам). Однако такие вещи делаются не ради коммерческой составляющей. И если кто и зарабатывает на этом, то в первую очередь компании, продвигающие саму франшизу в массы. Ведь такие творческие процессы среди фанатов поддерживают и говорят о популярности.

Кстати, знаменитая франшиза «50 оттенков серого» родилась именно как фанфик по другой известной франшизе — «Сумеркам». Затем раз в столетие выстреливает пушка фаната.

Во-вторых, надо сказать, что когда нарушение авторских прав в сфере СМИ происходит в одну сторону, справиться с «инцидентом» несложно. Сложности возникают при использовании элементов франшизы авторами из других стран. Но здесь большую роль играет популярность франшизы и человека, который ее использовал.

Так, например, известный российский писатель-фантаст Николай Перумов написал еще в 1993 году серию книг «Кольцо тьмы», которая фактически являлась фанатским продолжением сюжета всемирно известной франшизы «Владыка Господень» из «. Звонарь». И эти книги позволили Перумову заработать и обзавестись новой аудиторией. Но на самом деле автор не приобрел никаких прав на использование франшизы Джона Толкина (права принадлежат компании Tolkien Estate) (насколько известно редакции).

Читайте также:  Как создать франшизу

Почему у отечественного фантаста все так удачно сложилось? Потому что в то время он не был широко известен даже российской публике и фактически писал фанфики. А потом он прославился, но опять же для зрителей нашей страны, а не для всего мира.

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

Плюсы и минусы франшизы в кино, литературе и компьютерных играх

Когда мы говорим о франчайзинге в деловом мире, нетрудно выделить положительные и отрицательные стороны. Потому что преимущества и недостатки выделяются по сравнению с другим способом открытия бизнеса (самостоятельным).

Но когда речь заходит о моде нашего времени создавать франшизы в киноиндустрии, тиражировать вселенные в книгах или выпускать сиквелы к компьютерным играм, как анализировать? В отношении кого следует искать достоинства и недостатки? Только если по отношению к потребителю — читателям, зрителям и игрокам.

Поэтому выделим только один главный плюс и один минус.

Недостатки медиа-франчайзинга

К сожалению, продвижение франшизы — это в первую очередь вопрос денег, а не искусства и развлечений. Поэтому, если какой-либо контент (игра, книга, фильм) оказывается финансово успешным, вопрос о создании сиквела и расширении франшизы на другие виды творчества не возникает. Продолжение следует. Но чаще всего такое «доение» франшизы приводит к ухудшению качества каждого последующего продукта. Оригинал был успешным, потому что он был сделан с идеей. Сиквел имеет высокие шансы на провал, потому что единственная идея состоит в том, чтобы извлечь выгоду из успеха оригинала.

Наглядный пример — экранизация сериала «Обитель зла», в котором сыграла Мила Йовович. Первый фильм понравился фанатам. Даже те, кто раньше был знаком со вселенной из компьютерной игры. И он был успешным. Но с каждой новой частью картины (теперь их шесть!) качество готового продукта разочаровывало все больше.

Или наоборот. Известная кинофраншиза «Назад в будущее», авторы которой, выпустив три части еще в XX веке и закончив идеологический сюжет, наотрез отказались делать продолжение или продавать кому-либо за это права. Потому что лучше оригинала быть не может. Благодаря этому трилогия и сегодня остается одним из самых любимых фантастических фильмов большим количеством людей.

Преимущества медийного франчайзинга

Благодаря тому, что использование франшизы позволяет продолжать истории, развивать вселенную, добавлять что-то новое, фанаты надолго получают удовольствие и возможность снова и снова погружаться в полюбившийся мир. А переход франшизы из одной отрасли в другую (в основном за счет возможности передачи и покупки прав) расширяет аудиторию и знакомит с франшизой тех, кто ничего о ней раньше не слышал. Мы уже приводили пример с «Гарри Поттером», но тот же «Властелин колец» работал точно так же.

И не всегда с каждым новым продуктом становится хуже. Например, Marvel удалось не только в несколько раз расширить франшизу фильма, но и улучшить его качество. Они еще не подвели своих поклонников.

25 самых кассовых и культовых франшиз в кино

После того, как мы выяснили, что такое франшиза в кино и других направлениях, а также поняли, почему франшиза так важна в современном искусстве, пришло время поговорить о цифрах. Вот список 20 самых кассовых франшиз. Помните, что это не один фильм, а обычно сериал, который благодаря продолжениям и ответвлениям с теми же персонажами, или миром, позволяет кинокомпаниям зарабатывать на использовании одного материала, а фанаты могут радоваться тому, что история не придет к концу.

Примечание: список не является рейтингом и не описывает все достойные серии фильмов

25. Индиана Джонс

Кинофраншиза включает в себя: 4 фильма, пятый готовится к выпуску в 2022 году.

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 353 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 786 000 000 долларов

История отважного археолога, которого сыграл гениальный Харрисон Форд, началась еще в 1981 году, когда Стивен Спилберг выпустил первый фильм «В поисках утраченного ковчега, Идиана Джонс».

Боевик, до краев наполненный приключениями, как и сам заглавный герой, ставший кумиром целых поколений даже спустя 40 лет, воспринимается зрителями на ура. И хотя в самой идее нет ничего необычного, напротив, фильм сразу полюбился зрителю, и компания сознательно сделала ставку на развитие франшизы.

24. Обитель зла

В киносерию входят: 6 фильмов

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 102 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 312 000 000 долларов

Первая часть фильма вышла в 2002 году и стала одной из первых ярких экранизаций франшизы из мира компьютерных игр, уже имевшей культовый статус. Очаровательная Мила Йовович, атмосфера интриги и ужаса, набирающая популярность тема нашествия зомби сделали свое дело и фильм обрел множество поклонников.

Но чем дальше в лес, тем толще возмездие. И хотя главная актриса оставалась неизменной на протяжении всех 6 фильмов, то, что происходило на экране в последнем фильме, стало настолько сложным (не самые дорогие компьютерные спецэффекты только подлили масла в огонь), что поклонников уже не остановить от праведного гнева. Также перезагрузка игровой франшизы в той же вселенной оказалась в разы удачнее.

Несмотря на это, «Resident Evil» останется в наших сердцах. Но мы больше не будем нести деньги в кассу кинотеатров.

23. Миссия невыполнима

Кинофраншиза включает в себя: 6 фильмов, еще 2 планируется выпустить до 2023 года.

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 180 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 791 000 000 долларов

Яркий представитель шпионских боевиков стартовал в киноиндустрии намного позже Индианы. Первый фильм был выпущен в 1996 году и стал первым фильмом в истории США, который был показан более чем в 3000 кинотеатрах.

История агента спецподразделения Итана Ханта полюбилась зрителям не только своей динамичностью, юмором и качественной постановкой всего того, что так любят в шпионских боевиках – погонь, интриг, перестрелок и, конечно же, , романтической линии, но и за отличный образ, который удалось воплотить Тому Крузу. Спустя 25 лет фильмы этой франшизы также тепло встречают в прокате.

22. Парк Юрского периода

Кинофраншиза включает в себя: 5 фильмов, еще 1 планируется к выходу до 2021 года.

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 912 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 308 000 000 долларов

В далеком 1993 году все с замиранием сердца смотрели на экраны, на которых показывали живых динозавров. «Парк Юрского периода» стал своеобразным рубежом для качественных спецэффектов, и Стивену Спилбергу в очередной раз удалось покорить сердца зрителей до жути интересным сюжетом и отличной графикой. Естественно, успех фильма позволил использовать франшизу по максимуму. Есть еще 2 части. Но эффект, которого достигал оригинальный фильм, достигнут не был. На какое-то время история динозавров была забыта. До 2015 года. Когда решили возродить франшизу, добавили эпичности как самому сюжету (парк наконец-то стал работать на массовые посещения), так и названию. Новая часть получила название «Мир Юрского периода» и объявила о новом витке развития всей вселенной оригинального фильма.

Но общественность разделилась на два лагеря. Истинные поклонники уникального оригинала. Остальное — пропало. А в 2021 году не за горами очередной фильм новой серии.

21. Голодные игры

Кинофраншиза включает в себя: 5 фильмов, еще 1 планируется к выходу до 2021 года.

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 694 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 658 000 000 долларов

Яркий пример того, как экранизация книги становится заметной во всем мире франшизой, даря автору оригинала дополнительную, далеко не малую популярность. Именно после выхода «Голодных игр» возрос интерес к молодежным приключенческим историям, где юные главные герои проходят через множество трудностей в борьбе со зловещим правительством.

Экранизацию растянули на четыре фильма. И хотя в третьей части стало ясно, что они это сделали не для того, чтобы вместить все смыслы, а чтобы побольше заработать, популярность «сойки-пересмешницы» еще долго не давала покоя кинематографистам из других компаний.

20. Мадагаскар

Кинофраншиза включает в себя: 3 фильма, планируется еще один

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 542 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 746 000 000 долларов

Один из первых анимационных фильмов, который стал яркой, любимой фанатами, удобной для студии франшизой (да, мы помним, что это были «Шрек», «История игрушек» и множество других, но «Мадагаскар» был среди них).

Благодаря запоминающимся самобытным персонажам, легкой юмористической атмосфере и интересному сюжету мультфильм сразу же полюбился зрителям и обеспечил себе продолжение. Интересно, что в отличие от многих других представителей жанра, именно Мадагаскар подарил нам сразу несколько второстепенных персонажей, которые своим обаянием запомнились чуть ли не лучше главных. Король Джулиан, его верный недовольный помощник, наивный маленький лемур и, конечно же, уникальная компания пингвинов, которая вообще стала отдельной франшизой и получила самостоятельные картины.

Читайте также:  The Best: 12 лучших статей о малом бизнесе на Biz360.ru в феврале

19. Форсаж

Кинофраншиза включает: 8 фильмов, в планах еще два до 2023 года

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 207 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 236 000 000 долларов

Менялись актеры, исчезали штаты, а номерные фильмы франшизы «Форсаж» продолжали выходить. Ничего удивительного. Рецепт, по которому снимались все части, прост — больше экшена, больше крутых тачек и больше крутых актеров. Вуаля, девятый фильм уже на подходе. И можно не сомневаться, что это тоже окупится.

Но ругать франшизу за усталость и отсутствие большой смысловой нагрузки нельзя. Потому что речь не об этом. Это яркий представитель фильмов для отдыха и наслаждения быстрой сменой кадров на экране. Такие фильмы иногда нужны даже отъявленным ценителям искусства.

18. Терминатор

В киносерию входят: 6 фильмов

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 78 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 261 000 000 долларов

В 1984 году мир увидел киборга из темного будущего человечества, узнал, что Скайнету нельзя доверять, влюбился в Сару Коннор и получил кинофраншизу, на которой Голливуд еще долго будет пытаться нажиться. К сожалению, это почти всегда терпит неудачу.

«Терминатор» и его вторая часть стали культовой франшизой для целого поколения, повлиявшей в том числе на литературу и другие фильмы и на развитие темы опасности искусственного интеллекта. Но, к сожалению, создатели фильма не смогли вовремя остановиться. А начиная с третьей части ни Арнольду Шварценеггеру, ни смене режиссера, ни модным спецэффектам не удалось сделать новые фильмы хоть чуточку такими же зрелищными, как были оригиналы.

17. Назад в будущее

Кинофраншиза включает: 3 фильма

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 381 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 244 000 000 долларов

И хотя эта кинофраншиза не стала огромным кассовым хитом (поскольку все три части были выпущены в 90-х годах), мы не могли не включить ее в наш шорт-лист. Главная причина в том, что это одна из немногих трилогий в кинематографе, где режиссерам удалось вовремя остановиться. Поэтому не только оригинальный фильм, но и все три части до сих пор считаются крутыми.

История о сумасшедших скачках во времени и их последствиях, поданная в юмористическом стиле с отличной актерской игрой, надолго останется в наших сердцах, как и благодарность правообладателям за то, что не позволили фильму продолжиться, не говоря уже о перезагрузке это, как сейчас модно.

16. Люди в черном

Кинофраншиза включает: 4 фильма

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 589 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 253 000 000 долларов

Еще один пример того, как не надо «доить корову», когда все кончено. «Люди в черном» были самостоятельным фильмом, который запомнился фанатам благодаря отличной игре Уилла Смита и Томми Ли Джонса и столь же удивительно легкому инопланетному юмору. И в лучших традициях качественных комедий оставил в культуре ярких второстепенных персонажей — говорящего инопланетного мопса и червяков-хиппи, обожающих кофе.

Третья часть франшизы вышла спустя 15 лет после выхода оригинала, и на тот момент уже было понятно, что пора остановиться, но преимущество сохранил тот же актерский состав. Ан нет, в 2019 году правообладатели решили, что на известном бренде все-таки стоит заработать, и сняли перезагрузку с «настоящими» актерами. Как результат — вдвое меньшие кассовые сборы, чем получил оригинал еще в 1997 году.

15. Ледниковый период

Кинофраншиза включает: 5 фильмов

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 383 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 408 000 000 долларов

Первый мультфильм о путешествии мамонта и его друзей был опубликован еще в 2002 году. Как раз тогда началась эра качественной компьютерной анимации. Но всем понравилось далеко не качество картинки, а очень легкий, интересный сюжет и, конечно же, яркие оригинальные персонажи и их юмор.

Увы, дальнейшие части показали, что одного лишь желания заработать на популярности оригинала недостаточно. Каждая последующая часть воспринималась фанатами с возрастающим скептицизмом. Не помогли ни новые персонажи, ни новое окружение. Хотя именно второстепенный персонаж «Ледникового периода» стал эталоном того, как одна деталь может стать символом франшизы и полюбить зрителей чуть ли не больше, чем несколько полноценных мультфильмов. Речь, конечно же, о знаменитой белке с желудем.

14. Аватар

В состав кинофраншизы входят: 1 фильм, планируется к выпуску еще 3

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 2 744 000 000 долларов

А вот на тринадцатом месте у нас, пожалуй, самая необычная кинофраншиза. Потому что на самом деле это только один фильм, но он наделал столько шума, что остальные части, анонсированные 10 лет назад, до сих пор ждут.

Безусловно, «Аватар» стал ярким брендом в кино. Такую огромную сумму денег в прокате за долгое время почти никому не удавалось собрать. Но даже это не важно. Если в других случаях продолжение спешит снять, потому что обещает хорошую прибыль, то в случае Аватара продолжение обещает хорошую прибыль, но совсем не спешит снимать. Но при этом обещают.

13. Люди Икс

Кинофраншиза включает: 9 фильмов, планируется переосмысление франшизы

  • Кассовые сборы первой части: 296 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 252 000 000 долларов

«Люди Икс» — пример того, как можно было сделать отличную франшизу, но не получилось. Первая часть появилась в прокате в 2000 году. И в это время я делал все, чтобы появилось продолжение. Сначала это была экранизация известного мультсериала. Во-вторых, он очень понравился зрителям, более того, ничего подобного не было (еще 8 лет до выхода марвеловских фильмов). В-третьих, богатая и популярная база позволяла просто взять все самое лучшее и адаптировать для кинематографа и не только.

Но увы. Следующие части были хуже предыдущих. Франшиза перезапускалась, давали новые сюжеты, меняли режиссеров. Но последняя часть в итоге собрала меньше первой, хотя разница между ними 17 лет!

Тем не менее, фильмы о мутантах оставили свой след в истории кинематографа, имеют преданных поклонников, и, кстати, франшизу снова собираются обновлять.

Нельзя также забывать, что именно «Люди Икс» подарили кинематографу одного из самых харизматичных персонажей. Росомаха в исполнении Хью Джекмана, несмотря на то, что он его больше не сыграет, останется в памяти как один из самых запоминающихся фантастических образов. И последний фильм об этом герое хоть и входит во франшизу, но отличается друг от друга. И по качеству, и по восприятию фанатов чуть ли не лучшее решение за двадцать лет.

12. Сумерки

Кинофраншиза включает: 5 фильмов

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 392 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 829 000 000 долларов

В 2008 году, когда вышла первая часть «Сумерек», мир разделился на два лагеря. Кто-то навсегда влюбился в историю Беллы. Другие стали люто ненавидеть фильм за подбор актеров, за «запутанный» сюжет и гиперболизированную романтику. По сути, это была цельная сага с хорошей картинкой и сюжетом, который не может не найти своих поклонников, ведь он сосредоточен на чувствах подростков.

Живой пример того, как правильные акценты приносят деньги пяти фильмам и оставляют армию поклонников. Но надо отметить, что именно эта франшиза стала причиной начала бума подобных историй (как правило, большинство из них не смогли повторить успех истории о любви к вампиру).

11. Шрек

Кинофраншиза включает в себя: 5 фильмов и 2 спин-оффа

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 484 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 752 000 000 долларов

Франшиза, которая подарила нам большое количество ярких запоминающихся персонажей и показала всему кинематографу, как обращаться с культурным кодом. Количество отсылок и шуток на квадратный сантиметр первой части просто зашкаливало, а творчество сценаристов не знало предательства.

Увы, этого нельзя сказать обо всей франшизе. Видно, что к концу саги сценаристы исчерпали свои идеи и растаяли, хотя на старой теме еще хотели заработать. Но, несмотря на это, Шрек, Осел, Кот, Пряник, Зачарованный принц с феей-крестной и многие другие персонажи оставили нам только хорошие воспоминания.

10. Бэтмен

Кинофраншиза включает: не менее 10 фильмов, сериалов, спин-оффов и т д

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 41 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 081 000 000 долларов

Пример того, как франшиза может меняться в зависимости от человека в режиссерском кресле, как кинозлодеи становятся популярнее героев и получают свое кино, как актеры, привносящие свое видение персонажа, становятся кумирами и наоборот полное разочарование аудитория…

Читайте также:  Договор коммерческой концессии

Всякие факты можно рассказать здесь на сотню страниц, так что давайте просто ограничимся парой имен и фраз, которые о многом говорят любому уважающему себя киноману: Хит Леджер, Кристофер Нолан, Джокер, DC vs Marvel, потому что я я Бэтмен. 

И Роберт Паттисон сыграет Бэтмена в новом фильме, да.

9. Пираты Карибского моря

Кинофраншиза включает: 5 фильмов, еще один выйдет в прокат

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 654 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 794 000 000 долларов

Пример того, как из маленькой идеи, имеющей мало общего с кинематографом, рождается большая франшиза. Изначально Дисней решил выпустить небольшой увлекательный ролик, чтобы завлечь побольше посетителей в свою пиратскую бухту — такой аттракцион. Что из этого вышло, вы сами знаете.

Несмотря на то, что после второй (ну максимум третьей части) интерес к Пиратам стал потихоньку угасать, потому что фильмы стали повторяться друг за другом, идеи иссякли, а актеры постарели, франшиза подарила нам отличные эмоции , а компании заработали миллиарды долларов . Вторая часть франшизы стала одним из самых кассовых фильмов всех времен. И конечно же невозможно сейчас представить мир без Джека Воробья. простите, Капитан Джек Воробей!

8. Трансформеры

Кинофраншиза включает: 5 фильмов, еще один выйдет в прокат

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 709 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 605 000 000 долларов

Еще один пример того, как мультсериал стал успешным в кино. В России к трансформерам относились не так пристально, как в США, но даже у нас нашлось много поклонников еще до выхода первого фильма (из-за того, что в начале 2000-х смотрели мультсериал).

Увы, это тоже пример того, как ради дополнительных гонораров продолжают снимать фильмы на одну и ту же тему. Но надо отдать должное, качество картинки всегда оставалось на уровне. Серия спецэффектов и разрушений. Она принесла много денег. Стало ли это культом? Едва ли.

7. Человек-паук

Кинофраншиза включает в себя: 3 перезагрузки, 7 собственных фильмов и не менее 3 фильмов с долей героя

  • Кассовые сборы первой части: 403 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 131 000 000 долларов

Эта франшиза имеет долгую и противоречивую историю. Сначала Сэм Рэйми взялся за дело по съемкам мультперсонажа и выпустил три части, которые благодаря таким актерам, как Тоби Макгуайр и Кирстен Данст, сегодня считаются классикой эпохи становления мультипликационного кино. Однако третья часть не такая умопомрачительная, как первая и вторая. Потом был перезапуск франшизы и еще два фильма. Но опять что-то пошло не так.

Так и началась Marvel, включив дружелюбного соседа в свою когорту супергероев и отдав роль Тому Холланду. Насколько нам известно, до сих пор ни один фильм Marvel не провалился. И выхода нового Человека-паука ждут с таким же нетерпением.

Интересно, что эта франшиза также породила новую, которая изначально была ответвлением вселенной. Речь идет о Веноме, которого играет Том Харди.

6. Матрица

Кинофраншиза включает: 3 фильма, 4 в производстве

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 463 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 427 000 000 долларов

Какую таблетку вы бы выбрали? Трилогия с братьями (сестрами) Вачовски не может не войти в такой список. Просто потому, что уже много лет он считается культовым фильмом, а его влияние на кинематограф, литературу и массовую культуру в целом невозможно переоценить. Наконец она познакомила нас с самым добрым актером Голливуда.

И я хотел бы сказать, что это еще один пример того, как кинофраншиза завершена, несмотря на открытый финал и мольбы фанатов. Пример того, как режиссеры принимают правильные решения. Но в 2022 году нам покажут четвертую часть. Все с тем же Киану Ривзом. Поэтому мы уже боимся заявлять что-то конкретное.

5 звездных войн

Кинофраншиза включает в себя: 9 фильмов, спин-оффы, сериалы, мультсериалы и многое другое…

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 503 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 332 000 000 долларов

Одна из старейших серий фильмов, которая используется до сих пор. Первый фильм был выпущен в 1977 году и стал началом длинной-долгой саги, охватившей так много ответвлений в разных отраслях, что вы даже не можете вспомнить все. В настоящее время есть девять основных фильмов, разделенных на три трилогии от разных режиссеров.

Нет смысла описывать причины и последствия, любовь и ненависть фанатов к разным частям, провал больших проектов и успех маленьких в рамках одной франшизы. Это требует отдельной статьи. Но то, что одна из самых влиятельных франшиз во всей индустрии развлечений родилась в 1977 году — это факт.

4. Властелин колец

В киносерию входят: 6 фильмов

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 868 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 956 000 000 долларов

В 2001 году Питер Джексон выпустил экранизацию книги Джона Толкина и показал зрителям, в то время не особо привыкшим к качественным спецэффектам такого масштаба, насколько эпическим, волшебным, интересным и красивым может быть фильм.

Следует отметить, что армия поклонников вселенной «Властелина колец» была огромной еще до экранизации. Но после выхода фильма стало ясно, что эта история навсегда останется в литературе и кинематографе.

Режиссер дважды использовал франшизу, снял трилогию о Фродо, а затем порадовал поклонников новой сагой — «Хоббит». И теперь все ждут, когда у режиссера хватит духу и ресурсов для еще более крупной по любым меркам работы – экранизации «Сильмариллиона».

3. Джеймс Бонд

Кинофраншиза включает: 23 фильма

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 185 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 108 000 000 долларов

Пример того, как классика не собирается уходить из нашей киножизни. История секретного агента, начатая в 1977 году (это был хороший год для начала эпического киносериала), продолжается и сегодня. 23 фильма, множество актеров, сменявших друг друга в главных ролях, официальные саундтреки как самостоятельный вид искусства и конечно отсылка к стилю.

Конечно, сейчас Джеймс Бонд уже не имеет такого влияния на умы поклонников, как в прошлом веке, но франшиза определенно заслуживает почетного места в киноиндустрии.

2. Мстители

Кинофраншиза включает в себя: более 20 фильмов, сериалов, спин-оффов и так далее.

  • Кассовые сборы первой части: 585 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 2 048 000 000 долларов

Были попытки создать прибыльные франшизы на основе существующих комиксов еще до того, как в 2008 году увидела свет первая часть «Железного человека» всего мира, не что иное, как эпопея взаимосвязанных фильмов из одной вселенной, начатая историей Тони Старка таким ударом.

Даже если вы вообще не приветствуете всю эту шумиху и не ходите на фильмы Marvel, вы не можете отрицать, что это так.

1. Гарри Поттер

Кинофраншиза включает: 8 фильмов

Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 974 000 000 долларов
  • Поступления за последнюю выпущенную часть: 1 341 000 000 долларов

Как и у «Властелина колец», у саги «Мальчик, который выжил» была своя фанатская база еще до выхода первого фильма. Но сколько поклонников обрела вселенная Джоан Роулинг благодаря экранизации, не сравнить ни с чем. Люди буквально выросли вместе с героями, первую часть начали смотреть детьми, а последнюю закончили уже взрослыми. И то, что история тоже становилась все взрослее, актеры не менялись, а росли вместе с фанатами, наложило свой отпечаток.

Волшебная история стала целой эпохой киноиндустрии. Что ж, франшиза продолжает использоваться. И надо сказать хорошо. Ответвление, переросшее в новую сагу о Ньюте Саламандре, собирает не меньше денег и дарит зрителям массу впечатлений. Ведь на кинопроизводство тоже тратятся большие деньги.

Конечно, это далеко не полный список кинофраншиз, так или иначе оставивших свой след в кинематографе. Были еще «Чужие», «Безумный Макс», «Челюсти», «Такси», «Американский пирог», «Брат», «Очень страшное кино» и многие-многие другие. Некоторые собрали неплохие кассовые сборы, некоторые взорвали публику, но сдулись последними частями.

Но все это примеры того, как франчайзинговая система в кино, как и в бизнесе, не может стать залогом успеха, если к готовому бренду привязаны только деньги.

PS А если вас интересуют мотивационные, интересные, содержательные фильмы, рекомендуемые начинающим предпринимателям, то переходите к нашему специальному материалу «40 лучших фильмов о бизнесе и успехе»

По материалам бизнесменов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
pitovaxi/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи малого бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: